История института АО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ» тесно связана с историей авиационной промышленности страны.
В самом начале Великой Отечественной войны многие предприятия авиационной промышленности были эвакуированы за Урал. Для того, что бы ускорить их размещение в Сибири, в 1941 году в Новосибирск из Москвы была направлена бригада опытнейших инженеров-проектировщиков головного института «ГИПРОНИИАВИАПРОМ». Вокруг них была создана бригада, которая обеспечила в кратчайший срок монтаж с колёс оборудования в приспособляемых и во вновь построенных по чертежам бригады корпусах. Эта группа инженеров, взяла на себя курирование авиационных заводов на огромной территории Сибири и Дальнего востока, и стала ядром трудового коллектива будущего института.
В послевоенные годы по мере развития авиационной промышленности в азиатской части Советского Союза возникла острая необходимость создания проектной организации, территориально приближенной к существующим и потенциальным производствам отрасли, поэтому 1 июля 1951 года приказом Совета Министров № 220-98с в Новосибирске был основан Сибирский филиал столичного института «ГИПРОНИИАВИАПРОМ». Филиалу было поручено вести комплексное проектирование, с осуществлением функций генерального проектировщика, всех авиационных заводов Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии, а также авиаремонтных заводов гражданской авиации в этих регионах.
Кроме того, в сферу деятельности Сибирского филиала вошло проектирование и оснащение радиотехническим, светосигнальным и метеооборудованием (РСТО) всех аэродромов и вертодромов оборонного назначения экспериментальной авиации СССР: НИИ им.Громова в г.Жуковский, аэродромы городов Киева (Святошино и Гостомель), Тбилиси, Воронеже, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Новосибирске, Ташкенте, Фергане, Улан-Уде, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре, Кирове, Барнауле, Омске, Стрежевом, а так же несколько аэродромов и вертодромов Министерства Обороны. Таким образом, за Сибирским филиалом была закреплена территория большей части страны.
За прошедшие годы по проектам, разработанным в АО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ», построено большое количество объектов авиационной отрасли. Наиболее значимые из них:
- Ташкентский авиаремонтный завод, самолеторемонтный корпус – для ремонта и покраски ИЛ-76; на Ташкентском авиационном заводе (ТАПОиЧ) – корпус №145 входного контроля бортового оборудования ИЛ-76, корпус №119 испытания топливных баков (пролет 60м) и корпус №120 полного цикла изготовления деталей, в том числе крупногабаритных, из композитных материалов; в филиале ТАПОиЧ (Фергана) – уникальный сборочный корпус (пролет 100м, высота – 30м) и агрегатно-сборочные корпуса (пролет 60м);
- в «КнААЗ» (Комсомольск-на-Амуре) – корпус №85 (штамповочнозаготовительный с уникальным многопозиционным прессом), №1040 (механообрабатывающий), №1050 (подготовки производства), №1060 (окончательной сборки, пролет 60м), корпус №117 (доводки самолета с малярным отделением, пролет 60м);
- на Улан-Удэнском авиационном заводе (Улан-Удэ) – корпус №64 (штамповочнозаготовительный с уникальным многопозиционным прессом);
- в Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» (Арсеньев, Приморский край) – институт стал автором глубокой реконструкции всего предприятия. По проекту института выполнили техническое перевооружение и реконструкцию предприятия для выпуска изделий нового поколения: подготовки производства, механосборочного и гальванического производств, корпуса изготовления деталей из полимерно-композиционных материалов и других.
- ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» (Москва) для выпуска современных двухконтурных турбореактивных двигателей АИ-222-25, предназначенных для нового учебно-боевого самолета Як-130 выполнен проект 1-го этапа реконструкции и технического перевооружения производственных мощностей предприятия. Проект предусматривает реконструкцию 22 участков в 11 корпусах завода. Проект 2-го этапа предусматривает реконструкцию и техническое перевооружение 58 участков в 21 корпусе завода.
- ФГУП «ЦАГИ» (Жуковский, Московская область) разработаны проекты реконструкции и технического перевооружения аэродинамических труб Т-128 и Т-109, составляющих основу экспериментальной базы аэродинамики при исследовании моделей летательных аппаратов движущихся на трансзвуковых и сверхзвуковых скоростях; комплекса климатико-прочностных испытаний образцов и конструкций из композиционных материалов; опытного производства с созданием комплекса сквозного проектирования, изготовления и контроля моделей летательных аппаратов на основе оборудования с ЧПУ нового поколения и программируемых измерительных машин; пилотажного стенда со сферической системой визуализации, стенда перемещения моделей, передвижных лабораторий.
- в НАЗ им. В.П. Чкалова (Новосибирск) – корпус №106 (для формообразования взрывом трудноштампуемых деталей самолета), №93 (точного стального литья) и №104 (неметаллов и подготовки производства), для изготовления самолета СУ-34 разработан проект технического перевооружения и реконструкции предприятия, рабочая документация по электронно-лучевой сварке крупногабаритных агрегатов самолета;
- в СибНИА им. С.А. Чаплыгина (Новосибирск) – уникальный корпус-стенд №30 для статических и ресурсных испытаний гражданских самолетов взлетным весом до 600т (пролет 60м), корпус-стенд №6 с комплексом установок, устройств и систем для термопрочностных испытаний самолетов (высота 39м), корпуса 2, 2/6, 4б, 6а, 6п, 9, 14. Каждый из корпусов оснащен уникальными испытательными стендами, мощным энергетическим обеспечением. Реконструкция выполнялась на площади около 10 000 кв.м.;
- на Иркутском авиационном заводе ИАЗ (Иркутск) – молярно-доводочный ангар №54/53 (пролет 60м), котельная мощностью 60 Гкал/час, турбокомпрессорная – 750 м3/мин; проект технического перевооружения и реконструкции предприятия для выпуска ЯК-130; реконструкция и расширение корпуса и цехов защитных покрытий, в том числе длинномерных деталей самолетов семейства «Airbus». Также в интересах завода выполнен проект реконструкции ИВПП, что позволило принимать на заводской аэродром тяжелые транспортные самолеты АН-124 «Руслан».
Наряду с развитием авиационной промышленности страны институт внес свой вклад и в освоение космоса. Благодаря высокому уровню профессионализма сотрудников Сибирского филиала ему была поручена разработка проектно-сметной документации и авторского надзора за строительством комплексной площадки с монтажно-испытательным корпусом для орбитального корабля многоразового использования «Буран» (РКК «Энергия») на космодроме Байконур. Этот уникальный корпус расположен рядом с легендарной – «гагаринской» – стартовой площадкой № 2. Он успешно функционирует и поныне – как площадка для подготовки к запуску космических кораблей «Союз» и «Прогресс» в рамках программы Международной космической станции.
В начале 90-х годов, когда производство авиатехники резко сократилось, институт находит новые рынки применения услуг и расширяет сферу деятельности, выполняя заказы в области гражданского проектирования.
В частности, участвует в обустройстве нефтяных месторождений Тюменской области, проектировании складов нефтепродуктов, автозаправочных станций, жилых домов в Ханты-Мансийске и Новосибирске, а также котельных, очистных сооружений промстоков и многих других объектов.
В сложный перестроечный период институт сумел сохранить основное богатство – кадры. И по настоящее время в АО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ» работают высококвалифицированные специалисты-проектировщики, имеющие высшее специальное образование и многолетний опыт проектных работ по всем направлениям. Кадры института ежегодно пополняет талантливая молодежь.
В 2000 году, после ряда переименований, институт получает название АО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ».
В Институте с 2006 года внедрена и действует Система менеджмента качества (СМК) отвечающая требованиям международного стандарта ISO 9001:2015.
Благодаря профессионализму коллектива институт сегодня входит в число ведущих проектных институтов, как авиационной отрасли, так и Новосибирска.
Профессиональный подход к решению сложных технических задач и высокое качество проектных решений по достоинству оцениваются нашими традиционными заказчиками и привлекают новых партнеров.